Уважаемые участники мастерского курса!
Как вы знаете, центральной темой программы «НЛП-Мастер» является моделирование, а точнее сказать, освоение основ процесса моделирования. Каждому из вас за время обучения предстоит сделать свой «Проект моделирования». Цель такого проекта — предоставить будущим мастерам НЛП возможность пройти весь Т.О.Т.Е. моделирования от начала до конца, пусть и в упрощенной форме. Упрощенная форма в данном случае означает только то, что вам будет предложено выбрать для моделирования навык среднего размера и сложности. Примеры таких навыков даны в приложении. Как показывает наша многолетняя практика, моделируя подобные навыки, вы можете одновременно научиться чему-то полезному и за достаточно короткий срок освоить базовые инструменты моделирования.
Целью данного письма является привлечение вашего внимания к некоторым аспектам выбора навыка для проекта моделирования. Процедура выбора проекта обычно организуется в первый день тренинга и включает в себя «Ярмарку навыков», во время которой все участники знакомятся с возможностями друг друга и выбирают партнеров. После ярмарки образуются пары взаимно моделирующих участников, которые дальше работают вместе. Следовательно, чем точнее каждый будет знать, что предложить другим, и чем быстрее группа самоорганизуется, тем раньше вы сможете приступить к выполнению проекта.
Как выбрать навык, который вы предложите для моделирования? Помните, что, в силу человеческой привычки, не ценить то, что у тебя есть, многие слишком критично относятся к своим возможностям. Для проекта моделирования вам не нужно быть победителем какого-нибудь международного конкурса по жонглированию, игре на гитаре, запоминания иностранных слов и т.д. (хотя если это так, то просто здорово). Вам нужно знать, что моделировать вас будет человек, который вообще не имел опыта в вашем навыке, то есть новичок. Поэтому будьте к себе достаточно лояльны и подумайте, что вы умеете такого, чего могут не уметь другие участники тренинга. При этом не важно, как и сколько вы этому учились. Важно, что вы делаете это лучше, чем ваш потенциальный ученик. (Хотя, если честно, есть одно ограничение: не стоит брать навык, которому вы учились во взрослом возрасте, хорошо осознавая стратегию, например, на «хороших» курсах скорочтения или на тренингах по НЛП). Гораздо легче будет найти пару, если вы предложите несколько навыков. Только учтите, что если вам нужен какой-то «реквизит» (например, мячи для жонглирования или краски для рисования), то он понадобится и вашему ученику. Вам как «модели» не нужно ничего знать о том, как у вас получается ваш навык. Научиться, выявить секреты и все разложить по полочкам — это и есть задача ученика.
Теперь немного о том, как выбрать модель (человека, которого вы будете моделировать).
Главное при выборе навыка для моделирования — это понять, что в нем есть «изюминка»: элемент (или элементы), скрытые от поверхностного взгляда обычного наблюдателя. Проще пояснить на примере. В навыке жонглирования есть ряд значимых элементов, связанных с особенностями работы визуального канала, ощущениями равновесия, ритма и положением рук. Иначе говоря, простым повторением внешних движений быстрого успеха не добьешься — нужно сначала выявить микро- и макростратегии. За годы проведения мастерского курса каждый, кто моделировал такой навык, открывал в нем много интересных и неочевидных моментов. А вот моделирование различных видов массажа чаще всего не давало любопытных результатов. Все сводилось к простой последовательности движений, за которой не было видно какой-то изюминки, достойной моделирования. Такая же судьба постигала моделирование навыков нанесения макияжа, умения подбирать индивидуальный стиль, создавать дизайн помещений. Хотя кто знает, может, именно вы сделаете уникальный проект по одной из этих тем. Еще один важный аспект заключается в том, что результат использования вашего навыка должен быть очевиден другим. Например, игру на гитаре, рисование, стихосложение, пение можно оценить, посмотрев на модель и ее ученика. А вот навык создания икебаны, умение справляться со стрессом, управление различными видами внутренней энергии, навык быстрого знакомства с представителями противоположного пола, реагирование на критику, эффективные продажи и т.д. проверить трудно, причем как у модели, так и у ее ученика. Причина подобных трудностей в комплексности данных навыков и отсутствии четких критериев, отличающих мастерство конкретного человека от среднестатистического уровня. Поэтому моделирование этих навыков лучше оставить на будущее, когда вы будете самостоятельно применять изученные на мастерском курсе инструменты в собственной практике. На тренинге мы все-таки рассматриваем проект моделирования как учебный, то есть дающий возможность на достаточно простом и четком примере отработать все необходимые навыки и добиться гарантированного результата.
Итак, критериями успешного проекта моделирования будут:
• Выбор интересного и безопасного для вас навыка и его «носителя».
• Возможность практиковаться в процессе тренинга: наличие необходимых условий (асфальтированная площадка для катания на роликах) и реквизита (2-х пар роликов).
• Выявление и красивое представление скрытой за поведением модели «изюминки» на уровне микростратегии.
• Обучение моделируемому навыку быстрее, чем ему обучалась сама модель.
• Создание четкой рафинированной процедуры обучения (инструкции) для всех желающих обучиться смоделированному вами навыку или его части.
Навыки, предлагаемые для проекта моделирования.
1. Написание научно-методической статьи.
2. Написание стихотворений.
3. Создание художественного текста (рассказ, новелла, сказка и т.д.).
4. Рисование любым стилем, любой техникой.
5. Лепка из пластилина и др. материалов.
6. Бальные и спортивные танцы.
7. Настройка музыкального инструмента на слух.
8. Игра на любом музыкальном инструменте (первичный навык).
9. Подбор мелодии на слух или навык аранжировки (для имеющих базовые навыки).
10. Печать 10-ю пальцами.
11. Скорочтение.
12. Быстрое интуитивное ознакомление с новой компьютерной программой.
13. «Врожденная грамотность».
14. Быстрое освоение грамматики иностранного языка.
15. Быстрое и качественное запоминание иностранных слов.
16. «Быстрый» перевод.
17. Постановка иностранного произношения.
18. Декламация художественного текста со сцены.
19. Стратегия юмора (декламация смешных историй, оригинальный способ изложения анекдотов).
20. Стратегия эффективной игры в карты.
21. Фокусы (без упора на спец. реквизит).
22. Простое и оригинальное объяснение абстрактно-теоретического материала.
23. Пантомима.
24. Имитация, подражание (визуальное, аудиальное).
25. Жонглирование.
26. Эффективная игра в Дартс.
27. Точные броски баскетбольного меча в корзину.
28. Катание на роликовых коньках или скейтборде.
29. Освоение каких-либо приемов боевых искусств.
30. Стратегия создания художественной фотографии.
31. Написание эпиграмм.
32. Запоминание имен людей при знакомстве.